Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значимость вопросов состояния здоровья студента в настоящий момент не может вызывать
сомнений. Снижения уровня здоровья студенческой молодежи порождает большую
озабоченность во всех структурах власти. Одной из причин такого является недостаточное
наличие и использование эффективных форм, средств и методик физического воспитания,
направленных на развитие физических качеств.
Физическое состояние человека – это хорошее состояние функциональных систем человека,
развития физических качеств, хорошая физическая подготовка, словом все то, что надо для
физического развития и физической подготовленности, необходимых для оптимальной жизни и
деятельности. По свидетельству многих научных данных, можно сказать, что в настоящее время
увеличено число заболеваний, которые связаны с воздействием на организм индивида
инволюционных, социально-экономических, экологических, производственных и др. факторов. У
работников умственного труда эти показатели выше, чем у лиц физического труда.
Глава 1. Обзор основных понятий
1.1. Здоровье и здоровый образ жизни студентов
Рассматриваемое понятие подразумевает социальную и биологическую основу жизни индивида.
2
В разных научных источниках встречаются разные понятия определения здоровья.
Дадим характеристику основным определениям:
1. Является таковым состоянием организма, при котором функционирования внутренних органов
и систем будут уравновешенны с окружающим миром и у индивида не будет присутствовать
заболевания.
2. Составляет комплекс запасных потенциалов организма, который обеспечивает общественную
активность индивида с максимальной продолжительностью жизни.
3. Обнаруживается состоянием полнейшего физиологического, добросердечного, морального и
общественного достатка, а не только отсутствия заболеваний или каких-то недугов.
1.2. Виды здоровья. Критерии здоровья
Проанализировав научно-методические источники, мы определили:
1. Состояние соматического здоровья можно определить протекающим состоянием органов и
систем индивида.
2. Физиологическое здоровье – степень формирования органов и систем организма, их
морфологические и функциональные резервы, которые способен обеспечить адаптационные
возможности индивида.
3. Психологическое - характеризуется состоянием психической сферы, которая способна
обеспечить общий душевный комфорт, и который непосредственно влияет на адекватную
поведенческую реакцию.
4. Нравственное – содержит комплекс характеристик мотивационной и потребностноинформативной области жизни и деятельности человека в обществе. Нравственное здоровье
тесно связано с духовной составляющей индивида, с его человеческими истинами добра,
пристрастия и красоты.
5. Социальное - характеризуется статистической совокупностью свойств и качеств индивида,
которые позволяют оптимально адаптироваться к условиям современной жизнедеятельности,
реализовывать самообразовательный процесс и воспитание, изыскивать возможности одоления и
разрешения проблем, осуществлять планы на жизнь [2, с.68].
Итак, из вышеприведенных понятий можно увидеть, что рассматриваемое понятие отображает
качественное приспособление организма к ситуациям окружающей среды и доставляет результат
про-цесса взаимного действия человека и окружающей среды; здоровье же складывается в
результате согласованности внешних и внутренних факторов.
Образ жизни подразумевает биологическую, социальную категорию, интегрирующую суждения
об обусловленном типе жизни индивида и характеризует его трудовую деятельность, быт, форму
ублаготворения материальными и духовными потребностями, правила¬ми персонального и
социального поведения.
3
Глава 2. Здоровый образ жизни и роль физической культуры в здоровом образе жизни студентов
В современном мире редкий студент ведет здоровый образ жизни. На его здоровье сказываются
большие эмоциональные и информационные нагрузки, перенапряжение, стрессовое состояние,
хроническое недосыпание, нарушение режима дня и питания, труда и отдыха, безденежье.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим
труда и отдыха, отказ от вредных и развитие здоровых привычек и навыков, безопасная и
благоприятная среда обитания, здоровое питание, физическая активность, личная гигиена,
владение навыками первой помощи и т.п. [4, с.156].
Особая роль в формировании культуры здорового образа жизни личности принадлежит системе
гуманистических ценностей, ориентированных на решение задач, способствующих постепенному
переходу к новым здоровьесохраняющим формам образования, ориентированным на закладку
основ здоровьесберегающих технологий, подготовку студентов к жизни в новом
информационном обществе.
С этих позиций для эффективной здравотворческой деятельности в условиях учебного заведения
необходимо корректировать сложившиеся антивалеологические стереотипы поведения,
формировать мотивации к здоровому образу и стилю жизни с проведением профилактики
аутопатогенного поведения. Следовательно, валеологическая и психолого-акмеологическая
концепция здоровья и здорового образа жизни, сущность которой составляют
здоровьеценностные ориентации, определяет мировоззрение личности и стратегию его жизни [6,
с.68-75].
Заключение
Проанализировав научные и методические источники, сделаем соответствующие выводы.
Годы учебы в высшем учебном заведении характеризуются высокой интеллектуальной
деятельностью. Большие умственные и физические нагрузки могут приводить к развитию
различных заболеваний нервной системе, а порой и к эмоциональному срыву. Во время учебы
может значительно понижаться работоспособность, в период подготовки и сдачи зачетов и
экзаменов интенсивность и объем самостоятельных занятий необходимо понимать, придавая им
в отдельных случаях форму активного отдыха.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Кроль В. Виха М. Психофизиология. М.:КноРус, 2014.- 256 с.
2. Кузьмина Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического
воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г.
Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2014. – 156 с.
4
3. Кузьмина, А.А. Взаимосвязь физических упражнений и умственной работоспособности
студента в период экзаменационной сессии /А.А. Кузьмина //Роль и место информационных
технологий в современной науке.-2019.-С.158.
4. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: уч. пособие / Р.И. Купчинов. - Мн, 2016. – 194с.
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст]: учебник для студ.
высшего сред. проф. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов В.С Кузнецов.– 10-е изд., испр. – М.:
Издательский центр Академия, 2014. – 480с.
6. Шуайбова М.О. Культура здорового образа жизни студента и технология её
формирования/ М.О.Шуайбова//Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения.-
2014.-№2(111).-С.68-75.